logo

Проектирование и производство прицепной, ёмкостной и фургонной техники

Проектирование и производство прицепной, ёмкостной и фургонной техники


Наши филиалы: placeг.Москва, placeг.Санкт-Петербург, placeг.Сургут, placeг.Томск.

Отдел продаж в г. Челябинск:
г. Челябинск, ул. Труда, д. 82 а

Отдел продаж в г. Москва:
г. Москва, Пресненская наб., д. 12

Режим работы: Круглосуточная консультационная и техническая поддержка

Правила и регламенты перевозки негабаритных грузов по дорогам России

Правила и регламенты перевозки негабаритных грузов по дорогам России

20.08.2024

Определение и классификация негабаритных грузов

Перевозка негабаритных грузов — это сложный и ответственный процесс, требующий не только специальных транспортных средств, но и соблюдения множества правил и нормативов. Прежде чем организовать такую перевозку, важно понимать, что именно подразумевается под негабаритными грузами и как они классифицируются.

 

Что считается негабаритным грузом

Негабаритными грузами называются такие предметы, которые по своим размерам или весу превышают установленные для стандартного автотранспорта пределы. Это может быть как промышленное оборудование, так и строительные конструкции, которые требуют особых условий для транспортировки.

Согласно российскому законодательству, груз считается негабаритным, если его габариты или вес превышают следующие значения:

  • Ширина: более 2,55 метра;
  • Высота: более 4 метров от поверхности дороги (с учетом высоты транспортного средства);
  • Длина: более 20 метров для автопоезда или 12 метров для одиночного транспортного средства;
  • Масса: более 38 тонн для автопоезда и более 26 тонн для одиночного транспортного средства.

Если хотя бы один из этих параметров превышает установленные значения, груз считается негабаритным, и для его транспортировки требуются специальные разрешения и условия.

 

Классификация негабаритных грузов

Негабаритные грузы могут классифицироваться по нескольким признакам, что позволяет более точно определять требования к их перевозке:

 

  1. По габаритам:
    • Крупногабаритные грузы. Грузы, которые выходят за пределы стандартных размеров транспортного средства, но не требуют специальных мер безопасности. Это могут быть длинномерные конструкции, трубы или контейнеры.
    • Негабаритные грузы. Грузы, размеры которых значительно превышают стандартные и требуют особого подхода к планированию маршрута и подготовке транспорта. Например, это могут быть крупные станки или элементы мостов.
  2. По весу:
    • Тяжеловесные грузы. Грузы, масса которых превышает допустимые нормы для стандартных транспортных средств. К таким грузам относятся, например, промышленные прессы или трансформаторы.
    • Ультратяжелые грузы. Грузы с экстремально высокой массой, требующие применения специального транспорта и сопровождения. Пример — элементы буровых установок.
  3. По форме и устойчивости:
    • Подвижные грузы. Грузы, которые могут смещаться или изменять форму во время транспортировки, например, жидкости в резервуарах.
    • Нестабильные грузы. Грузы, которые могут быть нестабильными из-за их формы или центра тяжести, такие как большие металлические конструкции.

 

Правильная классификация негабаритного груза помогает не только выбрать подходящее транспортное средство, но и определить необходимые меры безопасности и подготовить маршрут перевозки.

 

Законодательная база и нормативные акты

Перевозка негабаритных грузов по дорогам России строго регулируется законодательством. Эти нормативы обеспечивают безопасность на дорогах и минимизируют риски, связанные с транспортировкой таких грузов.

 

Основные законы и постановления РФ

Основные нормативные акты, регулирующие перевозку негабаритных грузов, включают:

 

  1. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения». Этот закон определяет общие требования к организации дорожного движения, включая перевозку негабаритных и тяжеловесных грузов.
  2. Постановление Правительства РФ № 272. Определяет порядок получения разрешений на перевозку негабаритных грузов и регламентирует условия, при которых такие грузы могут перемещаться по дорогам общего пользования.
  3. ГОСТы и СНИПы. Эти стандарты устанавливают технические требования к транспортным средствам и оборудованию, используемым для перевозки негабаритных грузов. Например, ГОСТ 32975-2014 регламентирует размеры и массу транспортных средств, используемых для таких перевозок.

 

Требования к транспортным средствам

Транспортные средства, используемые для перевозки негабаритных грузов, должны соответствовать ряду требований, чтобы обеспечить безопасность на дорогах и минимизировать риск повреждения инфраструктуры:

 

  1. Соответствие техническим характеристикам. Транспортное средство должно иметь достаточную грузоподъемность и подходящие габариты для перевозки конкретного груза. Например, для ультратяжелых грузов требуется применение многоосных тралов, способных равномерно распределять вес на дорогу.
  2. Оснащение специальными устройствами. Транспорт должен быть оборудован дополнительными креплениями, световыми сигналами и, при необходимости, системами контроля положения груза (например, датчиками наклона).
  3. Прохождение технического осмотра. Перед каждым рейсом транспортное средство должно проходить тщательный технический осмотр, чтобы убедиться в его исправности и готовности к перевозке негабаритного груза.
  4. Соблюдение ограничений по скорости. Транспортировка негабаритных грузов требует соблюдения определенного скоростного режима, который часто ниже стандартного для данного типа дорог. Это связано с необходимостью обеспечения безопасности как самого груза, так и других участников дорожного движения.

 

Эти требования и нормы помогают обеспечить безопасность при перевозке негабаритных грузов и минимизировать риски, связанные с возможными авариями или повреждениями инфраструктуры.

 

Процедура получения разрешений на перевозку

Перевозка негабаритных грузов требует обязательного получения разрешений от государственных органов. Это необходимо для обеспечения безопасности на дорогах и минимизации рисков, связанных с транспортировкой крупногабаритных и тяжеловесных объектов. В этом разделе мы рассмотрим процесс получения разрешений и ответственность за нарушения.

 

Как получить разрешение на перевозку

Получение разрешения на перевозку негабаритного груза включает несколько этапов:

  1. Подача заявки. Первым шагом является подача заявки в соответствующий орган — чаще всего это региональные управления автодорожного надзора или специализированные организации, которые занимаются выдачей разрешений. В заявке указываются параметры груза (габариты, вес), информация о транспортном средстве и маршруте.
  2. Предоставление документации. В комплект документов для получения разрешения обычно входят.
    • Техническая документация на транспортное средство и груз.
    • Схема размещения груза на транспортном средстве.
    • Информация о маршруте и планируемых сроках перевозки.
  3. Согласование маршрута. После подачи заявки и документов маршрут перевозки должен быть согласован с органами дорожной инспекции и другими заинтересованными сторонами (например, владельцами коммуникаций, если маршрут проходит через мосты или тоннели). Это необходимо для оценки возможности безопасного проезда по выбранному маршруту.
  4. Выдача разрешения. После успешного согласования маршрута и проверки всех документов выдается разрешение на перевозку. В нем указываются условия транспортировки, включая допустимый скоростной режим, время передвижения и возможные ограничения.
  5. Оплата госпошлины. Для получения разрешения требуется уплатить государственную пошлину, размер которой зависит от габаритов и массы груза, а также от сложности маршрута.

 

Ответственность за нарушение условий перевозки

Несоблюдение условий, указанных в разрешении на перевозку, влечет за собой серьезные последствия как для перевозчика, так и для водителя транспортного средства. Основные виды нарушений и соответствующая ответственность.

  1. Нарушение маршрута. Если транспортное средство отклоняется от утвержденного маршрута, это может привести к штрафам и аннулированию разрешения. Маршрут согласовывается с учетом возможностей дорожной инфраструктуры, и отклонение от него может создать аварийные ситуации.
  2. Превышение габаритов или веса. Если фактические размеры или вес груза превышают заявленные в разрешении, перевозчик может быть оштрафован, а груз задержан до получения нового разрешения. Это особенно актуально для тяжеловесных грузов, где превышение допустимых норм может привести к повреждению дорог и мостов.
  3. Нарушение скоростного режима. Несоблюдение скоростных ограничений, установленных в разрешении, также влечет за собой штрафы. Это требование направлено на обеспечение безопасности всех участников дорожного движения, особенно в сложных дорожных условиях.
  4. Отсутствие сопровождающих. Если в разрешении предусмотрено сопровождение (например, автомобилями ГИБДД или специализированными машинами сопровождения), его отсутствие является серьезным нарушением и может привести к приостановке перевозки и наложению штрафов.

 

Эти меры ответственности направлены на обеспечение безопасности перевозок и минимизацию рисков на дорогах.

 

Организация маршрута и подготовка к перевозке

Правильное планирование маршрута и подготовка к перевозке негабаритного груза — это ключевые аспекты, от которых зависит успешность и безопасность транспортировки. В этом разделе рассмотрим, как организовать маршрут и что следует учитывать при транспортировке в сложных условиях.

 

Планирование маршрута и сопровождение

Планирование маршрута для перевозки негабаритного груза — это сложный и многоэтапный процесс, который требует учета множества факторов:

  1. Анализ дорожной инфраструктуры. Необходимо тщательно изучить маршрут, по которому будет двигаться транспортное средство с грузом. Важно учитывать наличие узких участков дороги, мостов с ограниченной грузоподъемностью, тоннелей и других препятствий. Например, транспортировка крупногабаритного оборудования может потребовать объезда населенных пунктов и использования менее загруженных трасс.
  2. Согласование с местными властями. В некоторых случаях, особенно если маршрут проходит через несколько регионов, необходимо согласовать маршрут с местными властями. Это позволяет учесть особенности дорожной сети и избежать непредвиденных задержек.
  3. Организация сопровождения. Для безопасной перевозки негабаритных грузов может потребоваться сопровождение. Оно может включать как патрульные автомобили ГИБДД, так и специальные машины сопровождения, которые обеспечивают безопасность движения и предупреждают других участников дорожного движения о негабаритном грузе.
  4. Временные ограничения. Перевозка негабаритных грузов часто осуществляется в ночное время или в часы с минимальным движением, чтобы избежать заторов и снизить риск аварий. Это также учитывается при планировании маршрута.

 

Требования к транспортировке в сложных условиях

Транспортировка негабаритных грузов в сложных условиях, таких как горные районы, участки с плохим дорожным покрытием или в условиях ограниченной видимости, требует дополнительных мер безопасности:

 

  1. Использование специального оборудования. В зависимости от условий маршрута может потребоваться использование специального оборудования, такого как усиленные шасси, увеличенные колеса или дополнительные тормозные системы.
  2. Учёт погодных условий. Погодные условия могут значительно влиять на безопасность перевозки. Например, при сильном ветре или гололёде движение с негабаритным грузом может быть опасным. В таких случаях рекомендуется отложить поездку или скорректировать маршрут.
  3. Обеспечение безопасности на подъёмах и спусках. При движении в горных районах или на участках с крутыми подъёмами и спусками важно учитывать особенности управления транспортным средством с тяжелым грузом. Рекомендуется снижать скорость и использовать торможение двигателем для поддержания контроля над транспортом.
  4. Особенности движения в ночное время. При перевозке в ночное время важно обеспечить видимость груза. Для этого на транспортное средство и груз устанавливаются дополнительные световые сигналы и отражатели. Также необходимо быть особенно внимательным при проезде неосвещенных участков дороги.

 

Особенности транспортировки негабаритных грузов

Транспортировка негабаритных грузов — это сложный процесс, требующий не только специального оборудования, но и строгого соблюдения правил безопасности. От того, насколько правильно размещен и закреплен груз, зависит его сохранность и безопасность всех участников дорожного движения. В этом разделе рассмотрим ключевые аспекты транспортировки, включая правила размещения и закрепления груза, а также требования к водителю.

 

Правила размещения и закрепления груза

Правильное размещение и закрепление груза — это основа безопасной транспортировки. Неправильное распределение веса, недостаточная фиксация или использование неподходящих крепежных элементов могут привести к смещению груза, что создает опасность для других участников движения и может привести к серьезным авариям.

 

  1. Распределение веса груза. Груз должен быть размещен на платформе так, чтобы его вес равномерно распределялся по осям транспортного средства. Это особенно важно для длинномерных и тяжеловесных грузов, где неправильное распределение веса может привести к перегрузке одной из осей, увеличению износа шин и даже поломке оси. Оптимально, когда центр тяжести груза совпадает с центром тяжести транспортного средства, что обеспечивает его устойчивость.
  2. Использование крепежных элементов. Для закрепления груза используются специализированные крепежные элементы, такие как цепи, стяжные ремни и противоскользящие маты. Выбор крепежных средств должен основываться на характеристиках груза (масса, форма, материал). Например, для тяжеловесных грузов используются цепи с высокой грузоподъемностью и специальные талрепы, которые обеспечивают равномерное натяжение.
  3. Фиксация подвижных элементов. Если груз имеет подвижные части, такие как стрелы экскаваторов или поворотные механизмы, их необходимо зафиксировать в транспортном положении с помощью дополнительных крепежных элементов. Это предотвратит их перемещение и снизит риск повреждения как самого груза, так и транспортного средства.
  4. Применение защитных устройств. Защитные углы, прокладки и противоскользящие маты предотвращают повреждение груза и крепежных элементов, а также улучшают сцепление груза с платформой. Например, при транспортировке металлических конструкций могут использоваться резиновые маты, которые предотвращают их скольжение и минимизируют риск смещения.
  5. Периодическая проверка крепежа. В процессе транспортировки важно регулярно останавливаться и проверять натяжение крепежных элементов. Движение по неровной дороге, вибрации и резкие маневры могут ослабить крепеж, что требует его подтягивания. Это особенно актуально для длинных маршрутов или сложных дорожных условий.

 

Скоростной режим и требования к водителю

Водитель транспортного средства, перевозящего негабаритный груз, несет особую ответственность за соблюдение всех правил и обеспечение безопасности на дороге. Для этого необходимо строго следовать установленным скоростным режимам и учитывать особенности управления транспортом с тяжелым и крупногабаритным грузом.

 

  1. Соблюдение скоростного режима. Скоростной режим при транспортировке негабаритных грузов обычно ниже стандартного для данного типа дорог. Это связано с необходимостью поддержания устойчивости транспортного средства и предотвращения смещения груза. Например, на федеральных трассах максимальная скорость может быть ограничена 60-70 км/ч, а на узких или извилистых дорогах — до 30-40 км/ч. Важно учитывать эти ограничения и строго следовать им на протяжении всего маршрута.
  2. Особенности управления. Управление транспортным средством с негабаритным грузом требует от водителя высокого уровня профессионализма и опыта. Транспортировка таких грузов сопровождается увеличенной инерцией, что делает торможение и маневрирование более сложными. Водителю необходимо учитывать длину и высоту груза при выполнении поворотов, а также при проезде под мостами или через узкие участки дороги.
  3. Квалификация водителя. Водитель должен обладать соответствующей квалификацией и опытом работы с негабаритными грузами. Это включает в себя знание особенностей управления тяжелыми транспортными средствами, навыки работы с различными типами крепежных элементов и умение оценивать дорожную ситуацию в сложных условиях.
  4. Планирование остановок. Остановки на маршруте должны планироваться с учетом безопасности. Выбор места для остановки должен учитывать возможность безопасного маневрирования и отсутствие препятствий для других участников движения. Также важно регулярно проверять состояние груза и крепежных элементов, особенно после участков дороги с плохим покрытием.

 

Эти правила и требования помогают обеспечить безопасность при транспортировке негабаритных грузов и минимизировать риски, связанные с управлением таким транспортом.

 

Штрафы и санкции за нарушение правил

Несоблюдение правил транспортировки негабаритных грузов может привести к серьезным последствиям, включая штрафы, административную ответственность и даже приостановку перевозки. В этом разделе рассмотрим виды нарушений и соответствующие штрафы, а также дадим рекомендации, как избежать таких проблем.

 

Виды нарушений и штрафы

Основные виды нарушений, за которые предусмотрены штрафы, включают:

 

  1. Нарушение габаритов и веса груза. Если фактические габариты или вес груза превышают заявленные в разрешении параметры, перевозчик может быть оштрафован на сумму от 150 000 до 500 000 рублей. Кроме того, груз может быть задержан до получения нового разрешения или до устранения нарушения.
  2. Несоблюдение маршрута. Отклонение от утвержденного маршрута перевозки может привести к штрафу в размере от 50 000 до 200 000 рублей. Это нарушение связано с рисками, которые возникают при проезде по неподготовленным участкам дороги или мостам с ограниченной грузоподъемностью.
  3. Отсутствие сопровождения. Если в разрешении указано, что перевозка должна сопровождаться автомобилями ГИБДД или специализированными машинами сопровождения, их отсутствие является серьезным нарушением. За это предусмотрены штрафы от 100 000 до 300 000 рублей.
  4. Превышение скоростного режима. За несоблюдение скоростных ограничений при транспортировке негабаритных грузов предусмотрены штрафы, аналогичные тем, что действуют для обычного транспорта. Однако в случае с негабаритными грузами это нарушение может также повлечь за собой отзыв разрешения на перевозку.
  5. Нарушение требований к креплению груза. Если груз был недостаточно закреплен или крепежные элементы не соответствуют требованиям, это также считается нарушением, за которое могут наложить штраф до 100 000 рублей. При этом груз может быть задержан до устранения недостатков.

 

Как избежать штрафов при перевозке

Для того чтобы избежать штрафов и других санкций, важно следовать следующим рекомендациям:

 

  1. Тщательно планируйте маршрут и подавайте документы. Подача всех необходимых документов для получения разрешения на перевозку и тщательное планирование маршрута с учетом всех особенностей дороги поможет избежать нарушений. Регулярно проверяйте актуальность нормативных актов, регулирующих перевозку негабаритных грузов.
  2. Соблюдайте условия перевозки. Строго следуйте условиям, указанным в разрешении, включая маршруты, время перевозки и требования к сопровождению. Если возникают изменения в условиях маршрута, например, из-за погодных условий или дорожных работ, заранее согласуйте их с соответствующими органами.
  3. Проводите регулярные проверки крепления груза. Важно регулярно проверять крепление груза в процессе транспортировки, особенно на длинных маршрутах или в сложных дорожных условиях. Устранение ослаблений крепежа или других недостатков на ранней стадии поможет избежать штрафов.
  4. Обучайте водителей и персонал. Водители и обслуживающий персонал должны быть хорошо обучены и понимать все требования к транспортировке негабаритных грузов. Это включает в себя не только знание правил дорожного движения, но и особенности работы с конкретным типом груза.

 

Эти меры помогут избежать штрафов и санкций, связанных с нарушением правил перевозки негабаритных грузов, и обеспечат безопасную и эффективную транспортировку.

 

Мы производим Прицепы, тралы и металлоконструкции.

Осуществляем резку и гибку металла.

Перевозим негабаритные грузы.